Описание компрессора.
Хранение и упаковка компрессора.
Указания по эксплуатации компрессора
Техническое обслуживание компрессора.
Гарантийные обязательства.
1. Описание компрессора.
Компрессор предназначен для сжатия атмосферного воздуха. В автостроении исключительное распространение получили поршневые компрессоры. Рабочий цикл такого компрессора состоит из 4 фаз, которые происходят за один двойной ход поршня:
– всасывание – поршень движется от верхней мёртвой точки к нижней, создавая внутри цилиндра разрежение; впускной клапан открывается, и наружный воздух при постоянном давлении всасывания Ра заполняет цилиндр;
– сжатие – после достижения нижней мёртвой точки поршень меняет направление движения на обратное и начинает сжимать воздух в цилиндре от давления Ра, вследствие чего впускной клапан закрывается, до давления Рпр, равного давлению в пневматическом приводе;
– нагнетание – после достижения в цилиндре давления Рпр открывается выпускной (нагнетательный) клапан, и сжатый воздух под действием поршня, движущегося от нижней к верхней мёртвой точке, под этим давлением поступает в тормозной привод;
– падение давления – после достижения верхней мёртвой точки поршень снова меняет направление движения. При этом вследствии увеличения объёма (над поршнем) давление в цилиндре падает от Рпр до Ра, после чего вновь начинаетс фаза всасывания.
Питание компрессора атмосферным воздухом обязательно производится с очисткой через фильтр. Для этой цели используется воздушный фильтр двигателя или собственный автономный фильтр компрессора.
Охлаждением компрессора решаются три задачи:
– улучшение параметров рабочего цикла и повышение производительности компрессора, так как снижение температуры воздуха в цилиндре повышает его наполнение;
– снижение термонагруженности деталей компрессора, находящихся в контакте с нагретым сжатым воздухом (цилиндр, поршень, головка цилиндров, клапаны и их пружины и т.п.), и тем самым повышение долговечности этих деталей;
– уменьшение температуры находящегося на стенках цилиндра смазочного масла, вследствии чего улучшаются физико-химические характеристики масла и предотвращается образование нагара.
Система охлаждения компрессора может быть воздушной, водяной или смешанной. В первом случае охлаждение наиболее нагреваемых деталей компрессора (цилиндра и головки) осуществляется за счёт наличия на их поверхности большого числа рёбер. Во втором случае головка и верхняя часть цилиндра имеют водяные рубашки, в которые подаётся вода от системы охлаждения двигателя. При смешанном охлаждении головка охлаждается водой, а цилиндр имеет рёбра для охлаждения воздушного охлаждения.
Смазкой компрессора решаются следующие функции:
– уменьшение трения между движущимися деталями и тем самым снижение потребляемой компрессором мощности двигателя;
– уменьшение температуры деталей компрессора, что особенно важно для цилиндра, поршня и поршневых колец;
– повышение (за счёт масляной плёнки) уплотнения между поршнем и цилиндром;
– защита деталей компрессора от коррозии.
В компрессоре имеются различные виды трущихся подвижных соединений. Для них используют смазку разбрызгиванием из масляной ванны в картере или принудительную смазку (обычно от системы смазки двигателя и в отдельных редких случаях от автономного масляного насоса, встроенного в компрессор).
Привод во вращение коленчатого вала компрессора осуществляется от коленчатого вала двигателя с помощью клиноременной или зубчатой передачи. Для этого на носок коленчатого вала компрессора с помощью шпоночного или шлицевого соединения крепится соответственно шкив с коническим ручьём или шестерня.
2. Хранение и упаковка компрессора.
Все отверстия компрессора должны быть закрыты технологическими заглушками.
Упакованный компрессор должен храниться в сухом, проветриваемом складе с относительной влажностью 54-75 % без наличия агрессивных веществ. Складское помещение не должно подвергаться непосредственному влиянию погодных условий.
За дефектность механизмов из-за коррозийных и прочих воздействий, которые возникают на основе несоответствующего хранения на складе, продавец не отвечает.
Условия хранения – согласно 2(С) ГОСТ 15150.
3. Указания по эксплуатации компрессора
При эксплуатации компрессора на двигателе не следует допускать следующего:
– перегрева двигателя;
– полного или временного отключения подачи масла и охлаждающей жидкости в компрессор;
– применения моторных масел не рекомендованных паспортом двигателя;
– смешивание масла синтетика – минеральное;
– загрязнения масла, превышающее ТУ на двигатель (чистота очистки масла не более 20…30 мкм);
– сопротивления системы всасывания более 500 мм .вод.ст. (засорённый воздушный фильтр), отсутствия воздушного фильтра;
– попадания посторонних предметов и пыли в линию всасывания воздуха, подач масла и охлаждающей жидкости;
– давления масла в системе смазки ниже 1,2 кгс/см2;
– давления картерных газов более 10 мм .вод.ст.;
– скорости охлаждающего потока воздуха менее 10 м/с (для компрессоров воздушного и смешанного охлаждения).
4. Техническое обслуживание компрессора.
Компрессоры, в которых атмосферный воздух, охлаждающая вода и масло подаются от соответствующих систем двигателя, не требуют повседневного технического обслуживания и имеют ресурс, равный ресурсу двигателя. Однако необходимо периодически (особенно в начале эксплуатации транспортного средства) через 8-10 тыс. км пробега проверить крепление компрессора к его кронштейну или двигателю. Кроме того, в эти же сроки следует проверить натяжение приводного ремня компрессора и при необходимости произвести его регулировку таким образом, чтобы при приложении усилия 4 кгс в середине ветви ремня её прогиб был равен 5- 6 мм .
Признаками неисправности компрессора служат появление шума и стука при его работе, уменьшение производительности (увеличение времени наполнения ресиверов), увеличение количества масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов. Последнее обычно бывает следствием чрезмерного износа поршневых колец, уплотнения торца коленчатого вала или вкладышей нижней головки шатуна.
Неисправный компрессор следует разобрать и заменить изношенные детали. При установке головки необходимо проверять затяжку элементов крепления головки и других крепёжных деталей. Элементы, крепящие головку, следует затягивать равномерно в два приёма.
Окончательный момент затяжки должен быть 2,0-2,5 кгсЧм.
Клапаны компрессора, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или повреждённые заменить новыми. Новые клапаны следует также притереть к сёдлам до получения непрерывного контакта при проверке «на краску».
5. Гарантийные обязательства.
1. Исправная работа компрессора в гарантийный период возможна только при условии исправной работы двигателя в целом и соблюдении указаний по эксплуатации.
2. Гарантируется исправность компрессора в эксплуатации при соблюдении условий транспортирования, хранения, эксплуатации.
3. Гарантийный срок эксплуатации для компрессоров, поставляемых на комплектацию двигателей должен соответствовать гарантийному сроку эксплуатации двигателя, а для изделий, поставляемых в запасные агрегаты – 12 месяцев. Начало гарантийного срока исчисляется :
– для компрессоров, поставляемых на комплектацию двигателей – со дня ввода двигателя в эксплуатацию, но не более 12 месяцев со дня отгрузки изготовителем;
– для компрессоров, поставляемых в качестве запасных агрегатов – со дня отгрузки изготовителем или официальным дистрибьютором.
4. Рекламации и претензии не принимаются в случаях:
– нарушения указаний по эксплуатации компрессора;
– самостоятельной разборки-сборки компрессора.