Такой богатой и интересной истории, как у завода агрегатов нет ни у одного промышленного предприятия в городе. Борисовский завод агрегатов является родоначальником развития промышленности в Борисове.
А зародилось наше предприятие в далёком 1878 году, когда предприниматели построили за счет казны первый лесозавод. На заводе было всего 34 рабочих. В 1881 году завод был куплен Саратовским купцом Соломоновым, который кроме производства пиломатериалов организовал судоверфь, а с 1891 года – производство спичек. К началу 1900 года на заводе работало 759 человек. В то время это было единственное предприятие в городе.
Главные корпуса спичечной фабрики братьев Соломоновых
С 1905 – 1907 г.г. на заводе происходили крупные политические забастовки. Впервые были созданы профсоюзы. После Октябрьской революции (1917 год) завод был национализирован. Разрушенный во время гражданской войны (1918 – 1922г.г.) он был восстановлен в 1921 году. В 1927 году завод был переименован в комбинат, и из его состава выделились в самостоятельные предприятия типография и кожевенный завод.
К 1941 году на заводе работало 1 200 человек, объем выпускаемой продукции оценивался в миллионы рублей.
В годы Великой Отечественной войны завод был полностью разрушен. Но уже в 1947 г. на месте завода была построена Борисовская судоверфь, восстановлен один корпус, в помещении бывшей столовой организован кузовной цех авторемонтного завода.
Борисовская судоверфь. Бригада Кимчика на строительстве 100-тонной баржи
Покраска прогулочных лодок (1954г.)
Бригада плотников у собранного днища баржи грузоподъемностью в 50 тонн.
Слева направо: Бейня А.М., Бусел И.А., Ржеуцкий М.К. и Расказов Г.А. (1954г.)
Подача бревна в лесоцех (1954г.)
В 1957 г. – из – за незначительного объема производства, судоверфь была ликвидирована и на её территории создан станкоремонтный завод. На его базе организован филиал Минского тракторного завода, который уже в 1958 году начал выпускать гидромеханизмы к трактору «Беларус».
Серийный трактор «Беларусь» МТЗ-2, выпускавшийся МТЗ с 1954 по 1958 гг.
В 60 – е годы прошлого столетия ускоренными темпами проводилась реконструкция, техническое перевооружение предприятия, решались социально – бытовые вопросы.
Заводоуправление и заводская площадь (1962г.)
В 1961 году решением СНХ БССР филиал МТЗ был преобразован в самостоятельный завод гидроаппаратуры. В 1962 году завод освоил выпуск маслонасоса, в 1963 — водяного насоса, в 1964 — топливного и масляного фильтров, что и определило его специализацию.
Нагрудный знак работника завода гидроаппаратуры
Сборка гидромеханизма рабочий Одинец (1961г.)
Участок масляных и топливных фильтров
Сушильная камера покрасочного отделения
В 1965 году заводу первому в городе присвоено звание«предприятие высокой культуры».
Служба ОГМ со знаменем «высокой культуры труда» (1965г.)
В 1967 году был построен новый производственный корпус. Это дало возможность значительно расширить площади механосборочного цеха по изготовлению топливного и масляного фильтров.
Центробежный масляный фильтр для двигатель МТЗ 50.
Освоен серийный выпуск в 1967 г.
Топливный фильтр для двигателя трактора МТЗ 50.
Освоен серийный выпуск в 1965г.
Механическая мастерская (1967г.)
Проведен комплекс работ по благоустройству завода и прилегающей территории. Без дополнительных централизованных капитальных вложений по инициативе и силами коллектива оборудован спортивный зал, построена турбаза, пионерский лагерь, детский сад, буфет, теплица, реконструирована столовая, организован здравпункт, созданы спортивные секции, внедрена производственная гимнастика.
Загородная туристическая база завода (1967г.)
Спортивный комплекс в зеленой зоне завода
Оформление вестибюля главного корпуса
Инструментальный квартет. Руководитель зав. клубом Лелека
Аллея передовиков производства
Стенд НОТ на центральной площади завода
Внутризаводской сквер (1968г.)
С 1 января 1970 года предприятие переименовано в Борисовский завод агрегатов Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
В 80 – е годы прошлого столетия началась генеральная реконструкция завода: стали выпускать первую модификацию турбокомпрессоров для Харьковского завода тракторных двигателей, введен в действие МСЦ №3, построен новый корпус МСЦ №1. Завод вошел в состав производственного объединения «Минский моторный завод».
В 90 – е годы, не смотря на сложную экономическую ситуацию в стране, благодаря таланту и упорству коллектива, завод продолжал работать стабильно, осваивая новые технологии производства. В это время построен 6 – этажный административно – бытовой корпус, где разместились отделы, новая столовая, кулинария, здравпункт и лечебные кабинеты, научно – техническая библиотека. Введены в эксплуатацию инструментальный, ремонтно – механический, мебельный цеха.
Расширил свои площади МСЦ №2, новые корпуса которого вошли в строй в 1994-1999 годах.
В 1995 году введен в эксплуатацию инструментальный цех №4, а в 1996 г. – ремонтно-механический цех №6. Открылся мебельный цех, выпускающий кухни, мягкие уголки современного дизайна, гладильные доски и другие товары народного потребления.
С 1990 г. по 2000 г. завод ввел в эксплуатацию 14000 кв. метров производственных площадей.
Построена стоянка для личного автотранспорта заводчан. Стала действовать новая проходная с современной системой контроля.
В 2000 году решением Минского облисполкома Борисовский завод агрегатов переименован в Республиканское унитарное предприятие «Борисовский завод агрегатов».
В 2001 году на заводе внедрена система менеджмента качества производимых узлов в соответствии с международным стандартом ИСО 9001-96, а затем внедрена система качества ИСО 9001-2001.
В 2004 году на заводе открылся участок никелевого литья, присоединено сельскохозяйственное предприятие СПК «Черневичи».
30 января 2009 года Борисовский завод агрегатов приказом Миноблисполкома №5 преобразован в Открытое акционерное общество. А в 2011 г. ОАО «БЗА» вошло в состав холдинга «Автокомпоненты» и является одним из ведущих в его структуре.
С марта этого года мы входим в состав холдинга “Минский моторный завод”.
В настоящее время на заводе трудится 940 человек. Еще, порядка 100 человек работают в структурном подразделении подсобного хозяйства «Черневичи». Нужно отметить, что более 400 сотрудников проработали на предприятии свыше 25 лет.
Завод специализируется на выпуске узлов к дизельным двигателям, которые пользуются спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Номенклатура включает более ста наименований узлов и деталей различных модификаций. Основные виды – это турбокомпрессоры, одно и двухцилиндровые пневмокомпрессоры, насосы водяные и насосы масляные, фильтры масляные, приводы гидронасоса, тахоспидометра и другие комплектующие.
Пневмокомпрессор 5336 на покраске
На ОАО «БЗА» широко применяются современные технологии по проектированию и изготовлению продукции. Для проектирования новых видов продукции и модернизации серийной продукции, сложной оснастки применяется трехмерное проектирование в CAD системах. Изготовление оснастки производится по трехмерным моделям, что позволяет выпускать продукцию с наиболее высокими качественными характеристиками.
Компрессор А29.05.000-БЗА рассмотренный в САD системе
Для обработки корпусных деталей применяется новое высокотехнологичное оборудование: 5-ти осевые обрабатывающие центра.
Для производства отливок колес турбин и компрессоров на заводе внедрены уникальные технологии литья тонкостенных отливок по эластичным моделям в гипс методом вакуумного всасывания и литья по выплавляемым моделям. Для изготовления и испытания ТКР на заводе разработаны и внедрены современные прецизионные технологии.
Предприятие постоянно работает над расширением ассортимента, внедрением новых модификаций выпускаемых узлов и поиском новых рынков сбыта. Так, в последние годы, ведётся работа по выпуску узлов для ЯМЗ и КАМАЗ.
Понимают на предприятии, что выпуск новых изделий не может быть на старом оборудовании. В связи с этим и в рамках проекта «Создание производства импортозамещающих узлов для комплектации двигателей ПАО «Автодизель», «КАМАЗ», «ММЗ»» приобретено в 2023-2024 г.г. пять единиц нового оборудования.
Большое внимание на предприятии, по-прежнему, уделяется социальной сфере. Ремонтируются цеха, кабинеты и бытовые помещения, работает столовая, здравпункт, физиокабинет и стоматологический кабинет. Возле центральной проходной оборудована детская площадка, где играют дети не только из близлежащих домов, но и со всего города. В этом году был проведён ремонт спортивного зала, введена в эксплуатацию сауна. Построена стоянка для велосипедов.
Несмотря на почтенный возраст нашего предприятия, а в этом году нам уже 146 лет, мы с оптимизмом смотрим в будущее и делаем все, чтобы предприятие процветало и вносило значительный вклад в развитие машиностроительного комплекса страны, а это значит, что славная история родоначальника развития промышленного производства в Борисове, продолжается…